ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«Бизнес-класс Югры в старшей школе как инструмент предпрофессионального профильного обучения
по предпринимательству/бизнесу с ориентацией на возможности самореализации в городе Ханты-Мансийске и округе в целом»
1. Актуальность проекта
Предпринимательство играет важную роль в современной экономике – малый и средний бизнес генерирует рабочие места, обеспечивая занятость населения, способствует росту конкуренции и, соответственно, повышению качества производимых товаров или оказываемых услуг. Малое и среднее предпринимательство более мобильно в сравнении с крупным бизнесом, способно быстрее реагировать на запросы потребителя и удовлетворять спрос.
В современном обществе возрос запрос на предпринимательскую грамотность населения. Умение генерировать новые идеи, создавать и воплощать различные проекты становятся всё более востребованными. Согласно исследованиям современного рынка труда, проводимыми консалтинговыми агентствами и компаниями в сфере подбора персонала, в последние годы наблюдается положительная динамика в заинтересованности молодых людей заниматься предпринимательской деятельностью и открывать собственный бизнес.
Потребность в самостоятельном распоряжении финансами, успешном ведении собственного бизнеса возникает у детей и молодёжи в период становления личности (подростковый период). В этот период особенно важно дать не только теоретические знания, но и сформировать условия для успешного первого предпринимательского опыта, а также заложить ценностные основы социально-ответственного бизнеса.
Очевидно, что назрела острая необходимость формировать образовательное пространство подростков, направленное на воспитание и развитие предпринимательского мышления, воспитание людей бизнеса нового поколения, обладающих сформированной системой значимых профессиональных, социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, предпринимательскую культуру.
Считаем, что открытие бизнес-классов в старшей школе может стать ответом на возникшие вызовы времени, позволит организовать предпрофессиональное профильное обучение по предпринимательству/бизнесу, объединит усилия школы, вузов и ссузов, а также работодателей города Ханты-Мансийска по повышению эффективности профориентационной работы школьников, создаст базу для осуществления эффективного взаимодействия по подготовке будущих предпринимателей нашего города и округа с помощью современных программ, инновационных технологий по разным направлениям деятельности, поспособствует закреплению трудовых ресурсов в регионе.
Низкая степень разработанности и малый опыт осуществления работы профильных классов предпринимательской/бизнес направленности в Ханты- Мансийском автономном округе – Югре определило проблему и актуальность реализации проекта «Бизнес-класс Югры в старшей школе как инструмент предпрофессионального профильного обучения по предпринимательству/бизнесу с ориентацией на возможности самореализации в городе Ханты-Мансийске и округе в целом».
2. Основная идея проекта, в том числе обоснование возможности реализации проекта в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании
Наименование акта нормативного правового обеспечения | Положения нормативного правового акта, обосновывающие возможность реализации проекта (программы) |
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (ред. от 25.01.2023) |
Одна из ключевых задач, поставленная Программой для достижения: национальной цели «достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» – обеспечение возможности обучающимся образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, получить профессиональное образование, соответствующее требованиям экономики и запросам рынка труда. |
Федеральный закон от 30.12.2020 № 489- ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации» | Одним из направлений реализации молодёжной политики в Российской Федерации (ст. 6 Закона) является поддержка инициатив молодёжи, а также содействие предпринимательской деятельности молодёжи. |
Указ Президента Российский Федерации от 07 мая 2024 года № 309 «О национальных целях Развития Российской Федерации на период до 20230 года и на перспективу до 2036 года» |
Указом определена национальная цель – реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности. В рамках достижения этой цели поставлены задачи, в числе которых - увеличение к 2030 году доли молодых людей, участвующих в проектах и программах, направленных на профессиональное, личностное развитие и патриотическое воспитание не менее чем до 75 процентов; - увеличение к 2030 году доли молодых людей, верящих в возможности самореализации в России, не менее чем до 85 процентов; - обеспечение к 2030 году функционирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодёжи, основанной на принципах ответственности, справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию 100 процентов обучающихся. |
Перечень поручений Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по итогам встречи с Уполномоченным по правам ребёнка в ХМАО – Югре, Уполномоченным по защите прав предпринимателей в ХМАО – Югре от 23.02.2023 |
Пункт 2 подпункт «г» Перечня поручений гласит: «Департаменту образования и науки автономного округа рассмотреть предложенный Уполномоченным по защите прав предпринимателей в автономном округе проект «Бизнес-классы Югры». При целесообразности обеспечить его реализацию в образовательных организациях, расположенных в автономном округе». |
Приказ Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Об утверждении списка участников пилотной апробации по внедрению и реализации в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономногоокруга – Югры проекта Бизнес-классы Югры» № 10-П-1908 от 03.08.2023 | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» (г. Ханты-Мансийск) определена как участник реализации пилотной апробации по внедрению и реализацию в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры проекта «Бизнес-классы Югры» |
Инновационный подход в реализации проекта «Бизнес-класс Югры в старшей школе как инструмент предпрофессионального профильного обучения по предпринимательству/бизнесу с ориентацией на возможности самореализации в городе Ханты-Мансийске и округе в целом» осуществляется за счёт объединения ресурсов образовательных учреждений (школа-вуз-ссуз), а также индивидуальных предпринимателей города и округа через предоставление обучающимся возможности профессиональных проб в рамках урочной и внеурочной деятельности, способствующих формированию у них осознания себя в предпринимательской деятельности в условиях города Ханты-Мансийска и региона.
Основные идеи проекта:
Формирование у обучающихся предпрофессиональных навыков предпринимательской направленности, необходимых в современном мире, а именно: навыков проектной деятельности, работы в команде и готовности брать на себя ответственность. Предпрофессиональное образование предпринимательской направленности предполагает сочетание профильного обучения, изучение на углубленном уровне математики и обществознания, освоение практико- ориентированных прикладных курсов внеурочной деятельности, связанных с современными направлениями развития предпринимательства в городе Ханты- Мансийске и регионе.
3. Аудитория проекта – обучающиеся 10-11-х классов социально- экономического профиля, учителя-предметники, классные руководители, педагоги- психологи.
4. Цели, задачи и предмет проекта
Цель проекта: создание модели бизнес-класса обучающихся старшей школы общеобразовательной организации, направленной на формирование и развитие навыков предпринимательской направленности, а также поддержки личных траекторий развития старшеклассников с учётом их профессиональных ожиданий и ориентированной на возможности самореализации будущих абитуриентов в условиях города Ханты-Мансийска и округа в целом.
Задачи:
1) определить специфику процесса организации деятельности бизнес-класса в условиях общеобразовательной школы;
2) повысить мотивацию школьников к изучению теоретических, а также прикладных направлений предметных областей математики и обществознания;
3) реализовать практико-ориентированное обучение на основе предпрофессиональных учебных курсов, партнёрства с вузами, ссузами, а также бизнес-сообществом города и округа;
4) формировать знания и прикладные умения у обучающихся 10-11-х классов в области предпринимательства для стимулирования предпринимательского мышления, а также выведения лучших школьных проектов на уровень состоявшихся стартапов с последующей перспективой создания собственного бизнеса на территории города и округа в целом.
5) внедрение эффективных методик предпрофессионального образования;
6) создать условия для осуществления будущими абитуриентами профессиональных проб, самореализации и приобщения их к предпринимательской деятельности;
7) обеспечить вхождение образовательной организации в единую предпринимательскую обучающую экосистему города и округа: бизнес-сообщества, проектные лаборатории, бизнес-акселераторы, бизнес-инкубаторы.
5. Формы реализации
1. Проведение информационно-методических мероприятий: семинаров, мастер-классов, педагогических мастерских, акций, флеш-мобов.
2. Выступления представителей педагогического коллектива школы на муниципальных, региональных научно-педагогических мероприятиях.
3. Создание контента тематических интернет-ресурсов, профессиональных сетевых методических интернет-сообществ.
4. Публикация описания опыта в профессиональных периодических изданиях.
5. Тиражирование продуктов инновационной деятельности (издание брошюр, сборников).
6. Методическое тьюторское сопровождение и консультирование педагогов.
7. Создание обучающих электронных ресурсов, онлайн-курсов.
6. Содержание проекта
Проект рассчитан на 2 учебных года (с 2024-2025 по 2025-2026 учебные годы).
Этапы реализации
Организационный – август – сентябрь 2024 года
- формирование рабочей группы – участников проекта
- разработка и представление проекта для утверждения на Управляющем совете школы
- представление проекта родительской общественности
- подготовка необходимых ресурсов для функционирования (нормативно- правовых, кадровых, материальных)
- разработка плана повышения компетентности педагогических работников по внедрению проекта
- разработка критериев эффективности инновационной деятельности
- внесение коррективов в основную образовательную программу школы среднего общего образования на 2024-2025 учебный год
Практический – сентябрь 2024 года – май 2026 года
- открытие бизнес-класса (социально-экономический профиль) на параллели 10-11-х классов
- проведение запланированных мероприятий согласно плану реализации проекта
- мониторинг предварительных результатов инновационной деятельности (ежегодно)
- предъявление промежуточных результатов проекта на институциональном, муниципальном и региональном уровнях
- корректировка плана реализации проекта (при необходимости)
Итогово-обобщающий – май – август 2026 года
- реализация всех запланированных программных мероприятий, направленных на решение задач проекта согласно плану
- проведение анализа результатов инновационной деятельности
- предъявление результатов проекта на институциональном, муниципальном и региональном уровнях
- проведение экспертизы результатов и продуктов инновационной деятельности
- оценка эффективности проекта
Содержание и методы деятельности
Реализация проекта осуществляется в рамках обеспечения в Российской Федерации единых организационных и методических условий реализации профориентационного воспитания и образования в соответствии с
- методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности (письмо Минпросвещения Российской Федерации от 05 июля 2022 г. № ТВ-1290/03);
- федеральной рабочей программой воспитания для общеобразовательных организаций;
- рабочей программой курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты»;
- методическими рекомендациями по реализации проекта «Билет в будущее» по профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования;
- методическими рекомендациями по реализации Единой модели профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования.
Проект бизнес-класса реализуется в рамках плана внеурочной деятельности 10- 11-х классов социально-экономического профиля, в который включены следующие курсы:
«Организационное и стратегическое поведение»;
«Экономическая среда и предпринимательство»;
«Бизнес-информатика»;
«Управление финансами и проектами»;
«Предпринимательское право»;
«Командообразование и лидерство»;
«Волонтёрская деятельность»;
«Стартап: Старт вверх»;
«Мастерство публичного выступления».
Реализация учебного курса «Индивидуальный проект» в бизнес-классе осуществляется с учётом возможности выполнения проектов и исследований в школе, а также на базе инфраструктуры социальных партнёров образовательной организации, где приобретают навыки создания стартапов.
Внеурочная деятельность реализуется совместно с социальными партнёрами и расширяют практическое содержание общеобразовательной программы с использованием материально-технической базы вузов и ссузов.
Занятия бизнес-класса проводятся в кабинетах, лекционных аудиториях, проектных лабораториях, инкубаторах, бизнес-инкубаторах, бизнес-акселераторах школы и социальных партнёров образовательной организации, где учащиеся обучаются имеют возможность посещать мастер-классы и лекции учёных и преподавателей, встречаться с практикующими предпринимателями, представителями бизнес-сообщества (экспертами и наставниками), посещать коммерческие предприятия и организации.
При реализации проекта используются методы прогнозирования и поиска инноваций, методы стратегического управления и управления сопротивления инновациям, метод структуризации, метод построения сетевой модели, метод оптимизации и распределения ресурсов, эмпирические методы анализа.
Прогнозируемые результаты по каждому этапу проекта
Организационный – август – сентябрь 2024 года
1. Сформирована команда из администрации и педагогических работников
- участников проекта.
2. Разработан и утверждён проект «Бизнес-класс Югры в старшей школе как инструмент предпрофессионального профильного обучения по предпринимательству/бизнесу с ориентацией на возможности самореализации в городе Ханты-Мансийке и округе в целом».
3. Родительская общественность информирована о запуске проекта.
4. Разработан план повышения профессиональной компетентности педагогических работников по внедрению проекта.
5. Создана нормативно-правовая база институционального уровня для внедрения и функционирования бизнес-класса в школе.
6. Составлен план реализации проекта.
7. Проведены мероприятия по мотивации педагогов к ведению инновационной деятельности.
8. Внесены корректировки в основную образовательную программу школы среднего общего образования на 2024-2025 учебный год.
9. Разработаны критерии эффективности реализации проекта.
Практический – сентябрь 2024 года – май 2026 года
1. Открыт бизнес-класс социально-экономического профиля с углублённым изучением математики и обществознания.
2. Налажено социальное партнёрство с вузами ссузамим, предпринимательской общественностью города Ханты-Мансийска и округа в части реализации программ элективных курсов и курсов внеурочной деятельности, организации профессиональных проб и практик для обучающихся социально- экономического профиля, предполагающих формирование навыков предпринимательской направленности.
3. Реализованы программы курсов внеурочной деятельности совместно с социальными партнёрами школы.
4. Реализован учебный курс «Индивидуальный проект» в бизнес-классе учётом возможности выполнения проектов и исследований в школе, а также на базе инфраструктуры вузов, ссузов – партнёров образовательной организации.
5. Представлены промежуточные результаты проекта н на институциональном, муниципальном и региональном уровнях.
Итогово-обобщающий – май – август 2026 года
1. Реализованы все запланированные программные мероприятий, направленные на решение задач проекта согласно плану.
2. Проведён анализ и оценка результатов инновационной деятельности.
3. Предъявлены результаты проекта на институциональном, муниципальном и региональном уровнях.
4. Проведены экспертизы результатов и продуктов инновационной деятельности.
6. Прогнозируемые результаты и эффекты проекта
Для учащихся и выпускников | - осознанное профессиональное самоопределение; - не менее 20% учащихся класса выберут для дальнейшего обучения специальности, связанные с предпринимательской деятельностью; - приобретение опыта профессиональных проб; - формирование компетенций для профессиональной и личной успешности (гибких навыков); - все учащиеся в различной степени раскроют свои потенциальные возможности личностного роста и самоопределения; - у учащихся средних классов появится желание учиться в профильном бизнес-классе; -успешная социальная адаптация обучающихся и выпускников; - повышение конкурентоспособности выпускников |
Для родителей | - удовлетворенность качеством образовательных услуг. - вовлечение родителей как полноправных социальных партнеров в управление школой |
Для педагогических работников | - повышение профессиональной, коммуникативной, информационной компетентности педагогов школы; - профессиональная удовлетворенность; - повышение профессионального статуса; - возможность горизонтального карьерного роста |
Для институциональной, муниципальной и региональной системы образования и педагогического сообщества | - положительный инновационный опыт; - создание возможностей для учета запросов обучающихся и родителей; - внедрение новых педагогических практик (событийный подход, предпринимательские практики и коммуникации, индивидуальное пространство); - разработка новых схем построения и реализации внеурочной деятельности; - расширение социальных партнеров и приобретение опыта взаимодействия (в перспективе сетевого) |
Для местного сообщества и рынка труда | подготовка выпускника - гражданина, способного к непрерывному образованию, к продуктивной, самостоятельной, творческой деятельности |
Для вузов и ссузов региона | подготовка выпускника, профессионально ориентированного, владеющего ключевыми компетенциями, готового к продолжению образования и самообразованию |
7. Средства контроля и обеспечения достоверности результатов реализации проекта (программы).
Контроль и координацию проекта выполняют его разработчики, Управляющий совет школы, методический совет школы, рабочая группа реализации проекта.
Направления контроля:
- удовлетворённость родителей качеством образовательных результатов;
- качество учебной деятельности;
- качество деятельности педагогического коллектива по организации урочной и внеурочной деятельности;
- качество реализации системы воспитательной работы;
- качественный и количественный показатель поступления в вузы, ссузы;
- наличие портфолио выпускника «Я – будущий предприниматель».
Средствами контроля и обеспечения достоверности результатов, с помощью которых возможно оценить эффективность данного инновационного проекта, а также интерпретировать достоверность полученных данных, являются эмпирические методы анализа: диагностика, контроль, наблюдение, анкетирование, интервьюирование, самообследование.
8. Предполагаемые изменения в системе образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Планируемые к разработке нормативно-правовые акты и учебно-методические разработки:
1. Положение о бизнес-классе в рамках реализации профильного обучения в 10-11-х классах (социально-экономический профиль).
2. Методические рекомендации для руководящих кадров образовательного учреждения по организации деятельности бизнес-класса.
3. Учебный план социально-экономического профиля для 10-11-х классов с учётом предпринимательской направленности.
4. План внеурочной деятельности социально-экономического профиля для 10-11-х классов с учётом предпринимательской направленности.
5. Программы курсов внеурочной деятельности
«Организационное и стратегическое поведение»
«Экономическая среда и предпринимательство»
«Бизнес-информатика»
«Управление финансами и проектами»
«Предпринимательское право»
«Командообразование и лидерство»;
«Волонтёрская деятельность»;
«Стартап: Старт вверх»;
«Мастерство публичного выступления»
6. Сборник лучших индивидуальных учебных проектов.
Создаваемая модель бизнес-класса воспроизводима в условиях массовой школы (старшие классы). Выводы и рекомендации послужат совершенствованию процесса профессионального самоопределения и предпрофессионального обучения старшеклассников школ города и округа в целом. Распространение и внедрение результатов проекта в массовую практику возможно через организацию и проведение мероприятий по обмену опытом с коллегами (вебинары, семинары, мастер-классы, конференции и т.п.), публикации материалов в различных изданиях, сетевых профессиональных сообществах.
9. Предполагаемые продукты и результаты реализации проекта/программы.
1. Структурно-логическая модель бизнес-класса обучающихся старшей школы общеобразовательной организации, направленной на формирование и развитие навыков предпринимательской направленности, а также поддержки личных траекторий развития старшеклассников с учётом их профессиональных ожиданий и ориентированной на возможности самореализации будущих абитуриентов в условиях города Ханты-Мансийска и округа в целом.
2. Методические рекомендации для руководящих кадров образовательного учреждения по организации деятельности бизнес-класса.
3. Программное обеспечение предпрофессионального профильного обучения, направленное на формирование и развитие предпринимательских навыков старшеклассников.
4. Расширение базы социальных партнёров для организации профориентационных мероприятий по подготовке будущих предпринимателей города и округа.
10. Необходимые условия реализации инновационного проекта/программы (ресурсная база)
Нормативное обеспечение проекта
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. «273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (ред. от 25.01.2023) Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации»
3. Указ Президента Российский Федерации от 07 мая 2024 года № 309
«О национальных целях Развития Российской Федерации на период до 20230 года и на перспективу до 2036 года»
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 года № 413 (с изменениями № 1028 от 27.12.2023 г.)
5. Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2030 года, утверждённая распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22 марта 2013 года № 101-рп
6. Перечень поручений губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по итогам встречи с Уполномоченным по правам ребёнка в ХМАО – Югре, Уполномоченным по защите прав предпринимателей в ХМАО – Югре от 23.02.2023 г.
7. Приказ Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Об утверждении списка участников пилотной апробации по внедрению и реализации в общеобразовательных организациях Ханты- Мансийского автономного округа – Югры проекта Бизнес-классы Югры» № 10-П- 1908 от 03.08.2023 г.
Условия образовательной организации |
Пути реализации |
Мотивационные условия вхождения образовательного учреждения в инновационную деятельность и реализацию ее задач | Создание в образовательной организации соответствующей мотивационной образовательной среды (совокупность условий и возможностей личностного развития), обладающей комплексом стимулирующих факторов, определяющих высокую мотивацию и активность всех субъектов образовательного процесса, что и обеспечивает решение поставленных задач |
Научно-методические условия обеспечения концептуальности, системности, достоверности, воспроизводимости результатов инновационной деятельности | В МБОУ СОШ №4 создана рабочая группа по реализации проекта, в которую включены директор школы, заместители директора по УВР, учителя, работающие в данном классе, педагоги-психологи. Организовано консультирование педагогов по вопросам организации внеурочной деятельности, подкрепленных информационной связью с партнерами проекта и традиционными формами педагогического общения, транслирования опыта проектной деятельности, открытостью образовательного пространства, его интегративностью теоретической и практической сфер деятельности. Отличается многообразием форм апробации и мониторинга промежуточных и итоговых результатов инновационной деятельности. |
Материально-технические и финансово-экономические условия осуществления инновационной деятельности | Основным источником финансирования проекта является рациональное расходование бюджетных средств. |
Кадровое обеспечение реализации проекта
№ п/п | Ф.И.О. специалиста |
Должность, ученая степень (при наличии), ученое звание (при наличии), квалификационная категория (при наличии) |
Стаж педагоги ческой деятельн ости |
Функции специалиста в рамках реализации проекта (программы) |
1 | Репский Василий Михайлович | Директор школы, учитель экономики | 29 лет | Руководитель проекта |
2 | Санникова Наталья Петровна | Заместитель директора по УВР | 22 года |
Координатор проекта |
3 | Терентьева Гузалия Байрамгалеевна | Заместитель директора по УВР | 30 лет |
Член рабочей группы |
4 | Нор Ирина Юрьевна | Заместитель директора по УВР | 25 лет | Член рабочей группы |
5 | Потапова Ирина Владимировна | Заместитель директора по ВР | 27 лет | Член рабочей группы |
6 | Скляревская Надежда Витальевна | Заместитель директора по УВР | 15 лет | Член рабочей группы |
7 | Власова Ольга Николаевна | Руководитель центра воспитания и внеурочной деятельности | 28 лет | Член рабочей группы |
8 | Лешукова Елена Анатольевна | Учитель истории и обществознания | 25 лет | Член рабочей группы |
9 | Александрова Оксана Николаевна | Учитель математики | 31 год | Член рабочей группы |
10 | Артемьева Анастасия Владимировна | Учитель русского языка и литературы | 22 года | Член рабочей группы |
11 | Ушакова Елена Павловна | Педагог-организатор | 5 лет | Член рабочей группы |
12 | Кривоногов Владимир Викторович | Учитель информатики | 26 лет | Член рабочей группы |
13 | Фаткулина Марина Нургалеевна | Педагог-психолог | 3 года | Член рабочей группы |
11. Обоснование устойчивости результатов проекта после окончания его реализации обеспечивается через:
1. Повышение педагогами профессиональной компетентности и накопление опыта в рамках реализации проекта «Бизнес-классы Югры», который будет применим в дальнейшей работе, а также будет способствовать получению высоких резуотатов обучения.
2. Развитие предпринимательской и финансовой грамотности субъектов образовательного процесса.
3. Наличие развитой единой предпринимательской обучающей экосистемы города и региона.
4. Создание профориентированой инфраструктуры в образовательной организации, которая будет функционировать после окончания реализации проекта в рамках образовательной программы школы.
12. Возможные риски реализации проекта и предложения организации- соискателя по способам их преодоления
№ п/п | Наименование | Описание (предложения) |
1 | Перегрузка специалистов в силу реализации дополнительных задач профессиональной деятельности, связанных с реализацией проекта. | Планирование резерва для поощрения специалистов, участвующих в реализации проекта. |
2 | Увеличение информационных потоков. Загруженность администрации и специалистов текущей отчетностью, препятствующей повышению эффективности реализации проекта. | Делегирование полномочий. Реализация принципа "распределённого лидерства". Назначение линейных менеджеров по направлениям (мероприятиям) реализации проекта. |
3 | Возникновение внутреннего и внешнего напряжения между участниками образовательных отношений в связи с внедрением нового. | Разъяснение участникам образовательных отношений концепции проекта и преимуществ, которые будут получены при достижении планируемых результатов его реализации. |
4 | Недостаточное финансирование и/или увеличение финансовой нагрузки на школу. | Перепланирование статей расходов в ПХД, фандрайзинг, использование электронных библиотек в учебном процессе, что может снизить затраты на закупку учебно- методической литературы, участие в конкурсах на получение гранта. |
5 | Обновление программного обеспечения, возможная потеря данных или некоторых функций. | Выбор программного обеспечения, удовлетворяющего требованиям информационной образовательной среды организации. Размещение выбранного программного обеспечения на сервере, настройка конфигурации. Резервное копирование данных. |
6 | Высокая заинтересованность родителей в получении только желаемого результата. Довольно часто на выбор маршрута профессионального выбора влияют родительские амбиции, мечты, не совпадающие порой с реальной спецификой предрасположенностей детей | Организация теоретико-практических семинаров, индивидуальное консультирование родителей, повышение психологической компетентности родителей по вопросам обучения и воспитания детей. |