Цели Форума:
Создание и поддержка региональной дипломатии стран-участниц евразийского пространства, БРИКС и ШОС.
Формирование тесных межрегиональных связей с партнерами из дружественных стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки.
Оказание поддержки проектам, способствующим упрочению технологического суверенитета.
Создание точечного взаимодействия с политиками стран, представителями некоммерческих правительственных организаций, научных и деловых кругов.
Обмен компетенциями.
Выявление потребностей, актуальных проблем и перспектив совместного решения и координирующего воздействия. Определение конечных и промежуточных результатов, реализованных или находящихся в стадии реализации инициатив и проектов.
Отчеты об эффективности реализации ранее подписанных и утвержденных совместных программ, деклараций, соглашений, договоров.
Прагматический подход в разработке предложений.
Формирование практики коммерциализации новых технологий.
Сохранение Ханты-Мансийского автономного округа как площадки для межгосударственного, регионального, муниципального общения, экспертного диалога для бизнеса и общественных организаций России и дружественных стран. Поддержка имиджа округа как лидера в области цифровых технологий и точки притяжения специалистов для диалога на актуальные темы современности.
Задачи Форума:
Разработана программа форума, состав мероприятий, максимально учитывающих планы и задачи союзов БРИКС и ШОС, мировых тенденций, общероссийских приоритетов и программ цифровой трансформации.
Проведена ежегодная международная конференция по информационной безопасности с участием стран БРИКС, ШОС, ОДКБ и других государств «Инфофорум Югра».
Организована Международная конференция под эгидой ЮНЕСКО.
Проведены дискуссии, тематические клубы, семинары, мастер-классы с максимальным вовлечением аудитории и обсуждением практики.
Организовано выставочное пространство для ознакомления с готовыми решениями и прототипами.
Обеспечено расположение площадок проведения круглых столов,
мастер-классов, дискуссий в одной зоне с выставочным пространством для удобства ориентации участников и возможности ознакомиться как с выставочными стендами, так и поучаствовать в тематических мероприятиях форума.
Рассмотрены предложения субъектов Российской Федерации по выполнению задач и достижению целевых показателей национальных проектов, а также по объемам их финансирования.
Сделан акцент на прагматичности, экономической выгоде и рыночных показателях использования технологий.
Проведена ревизия мероприятий и мер государственного и муниципального управления с позиции основных принципов современности, в частности клиентоцентричности и платформенности цифровых экосистем.
Созданы условия для подписания соглашений о сотрудничестве в сфере развития цифровых технологий между российскими и иностранными компаниями (организациями).
Организована деловая часть Форума с возможностью рассмотрения практических кейсов и обсуждения конкретных предложений, проблем и рисков.
Привлечены к участию иностранные и российские эксперты и практики, вовлечение в работу государственного и общественного сектора Югры.
Привлечены к участию в деловой программе и выставочной зоне предприятия малого и среднего бизнеса.
Организован доступ к лучшим практикам государственного и муниципального управления Югры.
Создана атмосфера инновационности, партнерства, открытости.
Опубликованы итоговая декларации форума с основными выводами, предложениями и рекомендациями.
Приоритетные тематические направления Форума
1. Практически значимый искусственный интеллект:
реализация мероприятий «дорожной карты» «Искусственный
интеллект» – получение практически значимых результатов мирового и опережающего уровня в области развития технологий ИИ;
реализация соглашения о намерениях между Правительством РФ и бизнесом в целях развития высокотехнологичного направления «Искусственный интеллект»;
формирование реестра рекомендованных ИИ-решений и организация консультирования компаний, которые впервые внедряют искусственный интеллект;
действия властей по снятию административных барьеров в сфере применения ИИ;
функционирование «цифровых надсмотрщиков» (технический фильтр) за действиями программного обеспечения;
совместные программы сотрудничества государств-членов БРИКС и ШОС по развитию искусственного интеллекта;
прикладная наблюдаемость – использование искусственного интеллекта для анализа и выработки рекомендаций;
поддержка управления искусственным интеллектом, обеспечение его надежности, справедливости, эффективности и защиты данных;
внедрение хозяйствующими субъектами унифицированной системы оценки отечественных решений, в которых используются ИИ;
методы объяснения результатов ИИ, быстрого развертывания новых моделей, активного управления безопасностью ИИ, контроля конфиденциальности и этики;
адаптивный ИИ – изменение поведения моделей после развертывания с помощью обратной связи в реальном времени, постоянное переучивание модели и обучение для адаптации к меняющимся условиям реального мира;
инструменты и практики для непрерывного совершенствования моделей машинного обучения;
создание стимулов для привлечения частных инвестиций в развитие корпоративной науки, научных исследований и разработок в области ИИ;
интеллектуальный анализ данных (Data mining);
выработка юридического решения о правосубъектности ИИ;
проведение мониторинга результатов применения технологий ИИ в целях оценки уровня внедрения этих технологий в отраслях экономики и социальной сферы, а также результативности деятельности государственных и муниципальных органов по обеспечению внедрения таких технологий («индекс интеллектуальной зрелости»);
доступ разработчиков к наборам данных;
разработка и производство высокопроизводительных отечественных серверов для обучения нейросетей;
установление обязательных требований по повышению использования хозяйствующими субъектами ИИ-технологии при предоставлении таким хозяйствующим субъектам субсидий из федерального бюджета;
соблюдение гарантий прав граждан: на безопасные и эффективные
ИИ-системы; на защиту от алгоритмической дискриминации, на альтернативу
ИИ-системе – контакт с человеком в случаях, когда это оправдано;
внедрение специализированных автоматизированных процедур выявления потребностей отраслей экономики в цифровых платформах и технологиях, которые могут быть реализованы только с применением продвинутых методов анализа больших данных и технологий искусственного интеллекта на основе правового обеспечения этих процессов.
2. Актуальные вопросы для совместных усилий в пространстве БРИКС и ШОС:
проект создания наднациональной резервной валюты БРИКС;
разработка способов регулирования международного межмуниципального сотрудничества;
фокус на преодолении и сокращении цифрового разрыва в цифровой инфраструктуре, технологиях и услугах;
технологиии майнинга;
типовая стратегия стран БРИКС и ШОС внедрения цифровых технологий в экономику;
воспрепятствование растущему цифровому авторитаризму, на фоне которого некоторые государства предпринимают меры по подавлению свободы;
развитие практики обмена бизнес-миссиями;
создание базы инновационных экологических технологий БРИКС и ШОС;
создание альянса специальных экономических зон БРИКС и ШОС;
мониторинг уровня цифровой грамотности, охват сельских районов;
цифровое сельское хозяйство, большие данные по сельскому хозяйству и цифровые платформы для поддержки производителей и потребителей;
формирование нормативно-правовых рамок для сотрудничества стран БРИКС и ШОС по вопросам обеспечения безопасности в сфере использования ИКТ;
расширение сотрудничества в области цепочек поставок, в том числе в сфере производства технологий и инноваций;
создание единой (интегрированной) цифровой платформы БРИКС по инвестиционным проектам в области инфраструктуры;
развитие кадрового потенциала в рамках Центра промышленных компетенций стран БРИКС;
сотрудничество стран БРИКС и ШОС в сфере профессиональных услуг;
создание платформы обмена информацией в сфере охраны окружающей среды в рамках ШОС и формирование Реестра экологических проблем ШОС;
создание информационного ресурса, освещающего факты немотивированного прекращения деятельности международных IT-компаний на территории Российской Федерации, что даст возможность своевременно информировать представителей других стран о рисках в сфере ИБ;
поддержка полицентричной сети БРИКС и ШОС в области передачи технологий, инновационной сети iBRICS, проектов совместных исследований, включая флагманские проекты, форума молодых ученых стран БРИКС и конкурса «Молодые инноваторы»;
поддержка сотрудничества по интеллектуальной собственности, активизация обмена практикой и взаимного обучения по вопросам системы защиты прав интеллектуальной собственности;
передача технологий развивающимся странам наряду с предоставлением дополнительных ресурсов для развития в соответствии с национальными целями этих стран;
создание совместного комитета БРИКС по космическому сотрудничеству в соответствии с соглашением о сотрудничестве в области спутниковой группировки дистанционного зондирования Земли;
соглашение об использовании информационных технологий при обмене электронными документами в трансграничной торговле, разработка общих подходов к применяемым техническим решениям и стандартизация всех программных протоколов;
вопросы гармонизации подходов к использованию криптовалют в международных расчетах;
усиление контроля над поставщиками программного обеспечения для объектов критической инфраструктуры;
разработка проекта стран БРИКС и ШОС по совместной разработке специализированных средств криптографической защиты информации;
запуск совместных проектов по разработке и внедрению технологий блокчейн;
разработка набора согласованных рекомендаций правительствам стран-участниц, направленных на взаимную защиту прав потребителей в сегменте интернет-торговли и повышении качества товаров;
создания единой биржи криптовалют стран БРИКС, использования криптовалют в международных расчетах;
создание международной базы данных уязвимостей путем объединения данных из соответствующих национальных баз;
создание и расширение колледжей и университетов партнерской сети БРИКС и ШОС;
разработка совместных образовательных программ с университетами России и стран БРИКС;
изучение опыта Нового банка развития – катализатора экономического роста и развития БРИКС;
использование цифровых средств для продвижения и упрощения процедур торговли, таких как безбумажное таможенное оформление, использование электронных документов;
взаимное признание цифровых удостоверений;
поощрение сотрудничества в области ИКТ для улучшения управления логистикой, цепочками поставок;
поощрение инвестиций в цифровую инфраструктуру для преодоления цифрового разрыва в координации с целевыми группами по цифровым технологиям БРИКС;
обмен информацией для сотрудничества в области «цифровой индустриализации» в координации с Институтом будущего БРИКС;
содействие защите прав потребителей в электронной торговле путем продвижения Рамочной программы БРИКС по защите прав потребителей в электронной коммерции;
укрепление диалога по разрешению споров в электронной коммерции;
углубление сотрудничества между членами БРИКС и ШОС для поддержки расширения участия МСП в цифровой экономике путем создания благоприятной политической среды;
сотрудничество и обмен информацией о политике, законодательной и нормативной базе, связанной с цифровыми данными;
заключение соглашений о сотрудничестве как международных, так и между хозяйствующими субъектами в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности между правообладателями и интернет-платформами, предлагающими к продаже товары с использованием сети «Интернет»;
организация информационного взаимодействия между правообладателями, интернет-платформами, предлагающими к продаже товары с использованием сети «Интернет», и государственными органами государств-членов, уполномоченными в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности;
включение в повестку заседаний рабочих межгосударственных экспертных групп вопросов по выработке подходов по борьбе с нарушениями прав на объекты интеллектуальной собственности в сети «Интернет».
3. Электронная коммерция и финтех:
разработка правил и требований к документации, регулирующей процедуру трансграничного электронного документооборота внутри стран БРИКС и ШОС;
равное признание иностранных и национальных электронных подписей;
надежная защита финансовых транзакций на трансграничном уровне от доступа посторонних лиц;
проблема разработки криптографических средств защиты информации, с которой сталкиваются все экономики стран БРИКС;
разработка проекта стран БРИКС по совместному созданию специализированных средств криптографической защиты информации;
создание на базе «Лаборатории Касперского» научно-инновационной платформы цифровой безопасности для изучения и обмена опытом;
соглашение об использовании информационных технологий при обмене электронными документами в трансграничной торговле, разработка общих подходов к применяемым техническим решениям и стандартизация всех программных протоколов;
внедрение технологии блокчейн в трансграничную торговлю, где продавец и покупатель получают возможность отслеживать перемещение товаров в режиме реального времени;
запуск совместных проект БРИКС и ШОС по разработке и внедрению технологии блокчейн;
повышение прозрачности, предсказуемости и привлекательности внешнеторговых операций;
обучение региональных компаний выходу на маркетплейсы и эффективной работе с онлайн-площадками;
распространение опыта эффективных инструментов по продажам и продвижению на маркетплейсах;
специфика работы ключевых российских и зарубежных маркетплейсов, анализ типичных ошибок и успешных кейсов;
внедрение SupTech- и RegTech-решений;
создание центра компетенций с целью поиска, анализа и тестирования существующего на российском рынке системного ПО, систем управления базами данных и инструментов аналитики;
разработка плана по импортозамещению ПО и оборудования в финансовой сфере;
постепенное снижение порога беспошлинной интернет-торговли;
как банкам конкурировать с IT-компаниями;
создание платформы цифрового рубля, разработка правил платформы цифрового рубля, определение ролей участников и пользователей платформы;
законодательное регулирование цифрового счёта (кошелька) и порядка его ведения;
меры по развитию платежной инфраструктуры;
создание Банком России киберполигона, на базе которого будет проводиться оценка защищенности и возможности финансовых организаций противостоять атакам;
законопроект о полномочиях Банка России для контроля перехода банков на российское ПО на значимых объектах критической информационной инфраструктуры;
проведение онлайн-презентаций заинтересованным участникам стриминговой торговли традиционными товарами стран БРИКС и ШОС;
проведение семинаров по вопросам развития электронной торговли.
4. Клиентоцентричное управление государством:
клиентоцентричность – практическое понятие термина, принимаемые меры для соответствия ему, декларация ценностей и стандарты;
первый год работы новых стратегий цифровой трансформации федеральных органов власти и регионов;
утверждение «дорожной карты» внедрения клиентоцентричности;
новые дорожные карты: современные и перспективные сети мобильной связи, новое индустриальное программное обеспечение, квантовые коммуникации, общесистемное программное обеспечение;
реализация мер, направленных на переход системы государственной власти на федеральном и региональном уровнях к модели управления на основе автоматического сбора и анализа данных с использованием информационных платформ;
инвентаризация государственных информсистем: оценка и оптимизация расходов на IT-инфраструктуру;
практика работы маркетплейса российского программного обеспечения;
использование централизованных платформ, показавших свою эффективность;
концепция внедрения и развития платформы «ГосТех», особенности функционирования, опыт применения;
эксперимент по переводу информсистем в «гособлако»;
практика применения законодательства о биометрических персональных данных;
цифровая зрелость регионов по пяти отраслям (общественный транспорт, общее образование; здравоохранение, государственное управление, городское хозяйство и строительство;
меры поддержки IT-отрасли (установление ставки налога, снижение ставок налогов и аренды, предоставление грантов, компенсация по ипотеке);
организация и обеспечение взаимодействия с ГосСОПКА и Национальным координационным центром компьютерных инцидентов;
перевод массовых социально значимых услуг в электронный вид;
запуск «единой цифровой платформы подписания документов» («Госключ»);
внедрение электронных удостоверений личности и биометрическая идентификация.
5. Устойчивый технологический суверенитет:
инвестиции в отечественную софтверную индустрию;
технологическая и инвестиционная стратегии, государственное регулирование полупроводниковой индустрии;
подходы властей к регулированию рынка вычислительной техники;
деятельность индустриальных центров компетенций по замещению зарубежных решений и технологий в ключевых отраслях экономики;
развитие импортозамещения и параллельного импорта, сохранение предприятий, созданных при участии западных инвесторов;
принятие целевых параметров развития производства и внедрения промышленных роботов;
создание механизма гарантированного спроса на российское ПО;
результаты импортозамещения промышленного ПО;
разработка «дорожной карты» космической отрасли для создания перспективной линейки продукции и услуг, которые будут коммерчески привлекательны для частных космических компаний и конкурентоспособны на мировом рынке;
использование платформенных решений при реализации региональных проектов в области цифровой трансформации;
практика «дорожных карт» «Новое индустриальное программное обеспечение» и «Новое общесистемное программное обеспечение»;
переход владельцев критической информационной инфраструктуры на программно-аппаратные комплексы с российскими компонентами до апреля 2023 года;
адресное финансирование компаний, ориентированных на развитие индустриального и общесистемного ПО;
унифицированные требования к решениям по общесистемным и прикладным классам ПО;
наращивание госкомпаниями доли закупок российских цифровых решений до 70% от итогового размера затрат на ПО к 2024 году;
итоги работы 35 индустриальных центров компетенций для замещения зарубежных «отраслевых цифровых продуктов»;
компетенции и научно-техническая база для интеграции собственного производства с наукой;
влияние на закупки госкомпаний импортозамещения и контрсанкций;
практика успешных проектов импортозамещения;
application security и другие наиболее востребованные решения и направления отражения компьютерных атак на веб-приложения и информационные системы компаний;
налоговый маневр: есть ли польза и развитие;
инициативы Минцифры РФ о введении балльной системы оценки продукции, претендующей на статус российской;
расширение Миницифрой РФ списка обязательных программ, которые должны быть размещены в российском магазине приложений;
создание малых и средних центров проектирования электронных, микроэлектронных и радиоэлектронных изделий в 2022-2023 годах (100% к 2030 году);
итоги работы маркетплейса отечественного ПО;
результаты централизованных закупок ПО;
продление льготного финансирования отечественных предприятий радиоэлектронной промышленности и расширение программы поддержки.
6. IT-технологии и малый средний бизнес, межмуниципальное сотрудничество:
создание бизнес клубов при координационных советах организаций российских соотечественников в странах их проживания;
продвижение среди соотечественников за рубежом обучающих цифровых платформ;
создание условий для роста малых технологических компаний, локализация производства;
создание благоприятных условий для экспорта отечественной продукции, созданной с использованием технологий ИИ;
меры, направленные на обеспечение эффективного применения механизма налоговых льгот предпринимателям при приобретении и внедрении передовых отечественных информационно-телекоммуникационных технологий;
использование интерактивных инструментов для развития бизнеса;
активизация взаимодействия представителей бизнеса с русскими домами за рубежом для выстраивания горизонтальных деловых связей между соотечественниками и российским бизнесом;
установление и укрепление прямых связей между хозяйствующими субъектами стран БРИКС и ШОС, разработка и реализация совместных проектов;
создание условий для привлечения инвестиций, развитие инфраструктуры, научного сотрудничества для регионов и муниципалитетов для выстраивания взаимовыгодных отношений с иностранными партнерами;
рассмотрение существующих способов регулирования международного и межмуниципального сотрудничества;
драйверы и точки сборки широкой евразийской интеграции;
что могут сделать институты гражданского общества для формирования атмосферы бизнес-доверия;
обмен передовым опытом использования цифровых инструментов, включая цифровые платформы для поддержки предпринимателей и технологий, для улучшения доступа малого и среднего бизнеса к капиталу и кредитам;
организация менторских программ для обучения и продвижения женщин в технологических отраслях для повышения их конкурентоспособности в цифровом мире;
нефинансовые меры поддержки, расширяющие участие МСП в экономических мероприятиях, которые могли бы помочь адаптироваться к цифровой экономике.
7. Уникальность территорий:
форсирование работы по принятию Федерального закона «О единой системе «Безопасный город», который определит его статус не только как программно-аппаратного комплекса, но и организационно-технической системы, объединяющей все службы и организации, вовлеченные в защиту городов и регионов от угроз;
создание единой (интегрированной) цифровой платформы БРИКС по инвестиционным проектам в области инфраструктуры;
создание единой инфраструктуры беспилотных авиационных систем в Югре с применением российских технологий и возможностью дальнейшего масштабирования данного решения на другие субъекты Российской Федерации;
формирование конфигурации сетевой инфраструктуры, необходимой для скоординированного развития множественных сетей, универсального покрытия городских и сельских территорий и «глубокого покрытия ключевых сценариев»;
развитие межмуниципального сотрудничества, включая формат породненных городов с партнерами из дружественных стран;
углубление приграничной кооперации, обеспечение транспортной связанности, выработка моделей совместного финансирования приграничной кооперации;
расширение перечня территорий, на которых проводятся эксперименты с применением беспилотных авиационных систем;
умные сети электроснабжения (Smart grid) и альтернативная энергетика;
устойчивая система инжиниринговых услуг для надежной муниципальной инфраструктуры;
опыт представителей реального инженерного бизнеса, а также обмен мнениями в области создания инженерных систем при развитии муниципалитетов, систем присвоения и подтверждения квалификации «профессиональный инженер» в России и за рубежом;
взаимодействие с инженерными палатами разных стран мира в целях реализации инициатив по интеграции отечественных инженеров в мировую систему разделения труда;
развитие предпринимательства в области инженерной деятельности, устранение препятствий и ограничений для творчества и частной инициативы в данной сфере;
обеспечение сбалансированного и стабильного развития промышленности, производства конкурентоспособной продукции в целях обеспечения роста социально-экономического потенциала страны;
повышение качества и технологического уровня предоставляемых инженерных услуг в мировом масштабе;
исследование и разработка алгоритмов и программных средств по обработке, хранению и визуализации данных лазерного сканирования и фотосъемки;
исследование и разработка экспериментальных образцов аппаратно-программных комплексов бесшовного позиционирования объектов внутри и вне помещений повышенной точности;
создание компьютерной модели городской среды интеллектуального центра по управлению муниципальным хозяйством;
развитие цифровой инфраструктуры в регионах;
консолидация информации о градостроительной деятельности на всей территории РФ, обеспечивающей поддержку принятия управленческих решений и широкий доступ для участников отрасли с целью минимизации транзакционных издержек взаимодействия;
развитие клиентоцентричности цифровых инструментов системы управления ЖКХ;
повышение эффективности организаций ЖКХ путём внедрения автоматизированных систем управления их деятельностью;
выстраивание «цифровой вертикали» IT-решений на всех этапах жизненного цикла объекта – от проектирования до строительства и эксплуатации;
развитие региональных практик реализации новых положений федерального законодательства в части расширения полномочий субъектов Российской Федерации в сферах управления развитием территорий;
содействие масштабированию и популяризации существующего на федеральном уровне института молодежного цифрового омбудсмена посредством создания молодежных цифровых омбудсменов в субъектах Российской Федерации;
продвижение уникальности и самобытности каждой отдельной территории, региона или города, в том числе, через новые возможности для реализации проектов технологического предпринимательства.
8. Строительство Великой Российской киберстены:
сбор и представление информации о компаниях, способных заместить деятельность ненадежных зарубежных партнеров;
необходимость развития практического сотрудничества в рамках осуществления «дорожной карты» рабочей группы БРИКС по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ;
разработка международной конвенции о противодействии использованию ИКТ в преступных целях;
инвестиции в потенциал киберзащиты;
создание «набора навыков» в квантовых вычислениях для борьбы с потенциальными киберугрозами в тот момент, когда квантовые технологии станут жизнеспособными;
механизмы применения права стран на суверенитет в киберпространстве при работе с трансграничными потоками данных;
поправки в Уголовный кодекс РФ о конфискации имущества, полученного в результате совершения киберпреступлений;
создание национальных и межнациональных баз данных компьютерных уязвимостей стран БРИКС и ШОС;
возможность отключения России от глобального интернета или от операционных систем на смартфонах;
допустимость инициативы о замораживании счетов иностранных граждан и организаций, которые подозреваются в нанесении ущерба государственной информационной инфраструктуре России;
порядок аттестации центров государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы России;
эффективность запрета использовать средства защиты информации, происходящие из стран, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации;
создание киберполигонов, на базе которых будет проводиться оценка защищенности организаций разного типа противостоять атакам;
система автоматического выявления незаконных SIM-карт;
какие изменения претерпит федеральный проект «Информационная безопасность»;
формирование российского рынка bug bounty;
развитие систем прогнозирования, выявления и предупреждения угроз информационной безопасности, определения их источников.
9. Непрерывное здравоохранение:
почему существует разрыв между общедоступной (государственной) и частной медициной;
как преодолевать консервативность медицинской отрасли;
непрерывный процесс взаимодействия с пациентом;
что ждать от развития сервисов ЕГИСЗ в 2023 году;
перспективы создании медицинской ассоциации ШОС;
опыт стран БРИКС и ШОС в функционировании «пациенториентированной» модели здравоохранения;
использование результатов медицинских исследований, получаемых с применением технологий ИИ, в клинических рекомендациях и системе обязательного медицинского страхования в целях перехода к проактивной модели оказания медицинских услуг;
формирование открытых баз больших данных (дата-сетов), обезличенных медицинских данных пациентов в целях их использования для развития технологий искусственного интеллекта в здравоохранении;
развитие электронной медицинской карты;
дистанционная продажа лекарств в пилотных регионах;
медицинские сервисы на порталах госуслуг;
медицинские устройства на базе интернета вещей, устройства для контроля здоровья;
модели дистанционного взаимодействия с пациентом;
нейросеть для достижения точности поиска и распознавания патологий на рентгеновских и МРТ/КТ-снимках;
новый опыт применения технологий телемедицины;
проблемы цифровой безопасности в здравоохранении;
успевает ли законодательство за инновациями в здравоохранении;
платформенный подход в синхронизации работы медицинских систем, стандартизация и регулирование;
вопросы вычислительной биологии (Computational biology).
инструменты для принятия точных управленческих решений в здравоохранении;
варианты экономической модели цифрового государственного здравоохранения будущего;
распространение успешного опыт медицинского (оздоровительного) туризма в Югре;
реализация эксперимента по применению искусственного интеллекта в анализе маммографических исследований на территории Югры с использованием дополнительных типов диагностических исследований;
результаты применения экспериментального правового режима, направленного на расширение возможностей проведения телемедицинских консультаций, повышение доступности медицинской помощи;
установление нового экспериментального правового режима по дистанционному наблюдению за состоянием здоровья граждан с помощью специальных устройств – персональных медицинских помощников;
выработка новых правовых механизмом дистанционного наблюдения за состоянием здоровья граждан;
практика применения правил ведения федерального регистра больных инфекционными заболеваниями – медицинской информационной системы «Инфекционные заболевания».
10. Будущее за креативом:
CreativTech как дополнительный импульс развития и открытия новых возможностей для реализации проектов технологических предпринимателей;
поиск форм взаимодействия предпринимательского и творческого сообщества;
как креативные индустрии влияют на развитие городов через сохранение и развитие культурного наследия и региональной идентичности;
разработка стратегии развития городов через творчество;
вовлечение молодежи в креативную экономику;
как современные технологии помогают в создании новых культурных продуктов или сами становятся культурным продуктом;
промышленное наследие как фактор создания условий для развития креативных индустрий городов;
городские общественные пространства для сохранения и продвижения культурной идентичности территории;
как программа «Креативные города ЮНЕСКО» поддерживает и способствует продвижению культурной идентичности городов;
план правительственных мероприятий по развитию творческих индустрий;
создание условий для развития креативного предпринимательства и продвижения отечественных креативных брендов;
расцвет креативной индустрии в Югре (обучение, чемпионаты);
определение приоритетных направлений поддержки творческих индустрий исходя из специфики территории;
обновление государственных образовательных стандартов по творческим предметам в школах и колледжах, внедрение модулей по всему спектру творческих индустрий в ведущих университетах страны;
запуск цифровой платформы «Культурная карта 360», объединяющей на одной площадке производителей и потребителей креативных товаров и услуг, инвесторов и органы власти;
создание в регионах информационных агрегаторов, с помощью которых можно узнавать о культурных мероприятиях и покупать билеты на них;
создание эффективных механизмов защиты интеллектуальных прав, уточнения требований к их обороту в цифровой форме, установление правовых основ использования произведений неизвестных авторов.
11. Эко-политика ответственного отношения:
экологическое нормирование, государственный экологический надзор, государственный экологический мониторинг, управление зеленым фондом в особо охраняемых природных территориях – как объекты цифровой трансформации;
почему крупный бизнес инвестирует в «зеленую» энергетику;
практика реализации соглашений между правительством и бизнесом по направлениям «Системы накопления энергии» и «Развитие водородной энергетики»;
чем полезна альтернативная энергетика (alternative energy);
большие данные в экологическом мониторинге;
обновление онлайн информации о состоянии окружающей среды по всем природным средам в круглосуточном режиме;
оптимизация порядка и сроков оформления природоохранных госуслуг;
решение проблемы утилизации отходов, оперативное оповещение граждан об опасных выбросах и стихийных явлениях;
возможности применения ГИС-технологий для контроля объектов размещения твердых коммунальных отходов;
обеспечение мониторинга объёмов твёрдых коммунальных отходов и отходов строительства и сноса, направляемых на захоронение, за счёт внедрения информационных систем контроля и учета;
сокращение логистических издержек при транспортировке отходов строительства к местам утилизации или переработки за счёт возможностей программного обеспечения;
программное обеспечение и приборы учета для автоматизированных систем экологического контроля и мониторинга;
как информационные технологии смогут помочь в соблюдении EGS (экология, социальная политика и корпоративное управление) стандартов;
принципы устойчивого развития в инвестпроектах бизнеса и государства;
внедрение банками ЕSG-оценки компаний в кредитные правила;
внедрение и использование автоматизированной информационной системы управления отходами в Югре.
12. Персонализация и платформизация образования:
реализация проекта «Аудитория БРИКС», включающего форумы, посвященные развитию и обмену передовым опытом в различных областях будущих навыков;
разработка совместных образовательных программ с университетами России и стран БРИКС+ по семи компетенциям: «разработка космических систем», «летающая робототехника», «промышленный дизайн», «блокчейн-технологии», «эксплуатация беспилотных летательных систем», «машинное обучение и большие данные», «веб-дизайн»;
меры поддержки молодых ученых за научные и конструкторские прорывы в области искусственного интеллекта;
рейтинг вузов по качеству подготовки специалистов по искусственному интеллекту;
итоги работы и перспективы развития ФГИС «Мой школа»;
продвижение международного чемпионата BRICS Future Skills Challenge, направленного на выявление и развитие перспективных навыков и создание глобальных сетей между странами-партнерами в области образования и развития технологий;
увеличение квот на обучение в российских вузах студентов из стран Африки, Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки;
создание на базе ведущих региональных вузов информационно-аналитических центров по вопросам межрегионального и международного сотрудничества;
изучение возможности гармонизации программ двойных дипломов с зарубежными партнерами;
создание и расширение партнерской сети колледжей и университетов под эгидой Академии развития навыков и технологических инноваций БРИКС с учетом российской инициативы «Паспорт навыков»;
развитие устойчивого образования путем укрепления сотрудничества в рамках Сетевого университета БРИКС и Лиги университетов БРИКС;
превращение вузов в научно-технические корпорации, опыт в России на примере ИТМО;
развитие сервиса «Поступление в вуз онлайн»;
оснащение российских учебных учреждений программным обеспечением из России, в частности, импортозамещение исследовательского программного обеспечения в вузах;
организация учебных курсов и программ по российскому системному ПО;
систематизированное обучение и переподготовка преподавателей для корректного методического использования цифровых технологий и инструментов;
помощь в организации и реализации образовательных мероприятий, направленных на непрерывное получение детьми, подростками и другими молодыми людьми необходимых в условиях глобальной цифровой трансформации мультидисциплинарных цифровых навыков и компетенций;
целесообразность разработки, интеграции (масштабирования) инновационных образовательных моделей, практик, продуктов, сотрудничество в области их совершенствования;
создание единой сервисной платформы науки;
внедрение в систему образования требований к ключевым компетенциям цифровой экономики для каждого уровня образования, обеспечение их преемственности;
формирование набора цифровых образовательных сервисов через единую точку доступа;
рейтинг организаций высшего образования по качеству подготовки специалистов в сфере ИИ, определив в качестве основного показателя размер заработной платы выпускника в течение первого года после завершения обучения при его трудоустройстве по специальности.
13. Культура онлайн:
реализация мер культурно-гуманитарного сотрудничества стран БРИКС и ШОС;
подключение российских высокотехнологичных корпораций к реализации проектов в туристической отрасли;
план действий по реализации Межправительственного соглашения БРИКС о культурном сотрудничестве (2022-2026 годы) в целях углубления защиты культурного наследия пяти стран и качественного развития Альянса культурного искусства;
возможность удаленного доступа к научно-справочному аппарату и электронным копиям архивных документов и фондов в режиме 24/7;
опыт Югры в организации публичного доступа к тематическим порталам;
проекты по распознаванию литературных и музыкальных произведений, звучащих в театрах, концертных залах и кинозалах;
оцифровка архивных и музейных коллекций, доступ к ним пользователей во всех регионах страны;
запуск цифровых сервисов, на которых будут собраны цифровые копии предметов искусства;
использование отчетов на основе «больших данных», при подготовке стратегических документов в сфере туризма, разработке программ продвижения территорий, а также при планировании инвестиционных лотов и предложений;
информирование муниципальных образований и субъектов бизнеса в сфере туризма об инструментах анализа и сбора данных о туристском поведении потребителей;
совершенствование методологических подходов при изучении объемов и структуры туристского потока;
изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта по созданию цифровых платформ и среды цифровой информации в сфере культуры;
укрепление намерений альянсов БРИКС и ШОС в области «зеленого» туризма в целях принятия мер, способствующих повышению жизнестойкости, устойчивости и инклюзивности туристического сектора;
выполнение показателей федерального проекта «Цифровая культура» по состоянию на конец 2022 года, динамика выполнения показателей на 2023 год.
14. Право как математическая модель:
совершенствование нормативно-правовой базы международного муниципального сотрудничества и предложения по ее совершенствованию;
разработка методических рекомендаций по вопросам установления и развития связей с зарубежными партнерами;
инициатива о создании базы инновационных экологических технологий БРИКС и ШОС.
совместные программы сотрудничества государств-членов БРИКС и ШОС по развитию искусственного интеллекта;
формирование нормативно-правовых рамок для сотрудничества стран БРИКС и ШОС по вопросам обеспечения безопасности в сфере использования ИКТ;
необходимость развития практического сотрудничества в рамках БРИКС посредством осуществления «дорожной карты» в обеспечении безопасности в сфере использования ИКТ и в рамках деятельности рабочей группы БРИКС по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ;
улучшение правовых условий, касающихся развития производства и внедрения промышленных роботов в РФ;
оптимизация процедур налогообложения телекоммуникационных услуг и электронной коммерции с использованием автоматического обмена налоговой информацией;
межгосударственное сотрудничество по вопросам, оказывающим значительное влияние на цифровую экономику, включая национальные нормативные и законодательные рамочные положения по вопросам, связанным с антиконкурентной практикой, защитой прав интеллектуальной собственности, а также возникающих технологий, включая ИИ;
правовой статус «единой цифровой платформы подписания документов» («Госключ») как подсистемы ЕПГУ;
правовое описание типологии управленческих решений, основания их принятия при изменении решений в современных электронных режимах;
концепция развития и риски применения машиночитаемого права;
новое направление экспериментального правового режима «обработка данных, в том числе персональных, и деятельность, связанная с такой обработкой;
расширение законодательства о патентовании путем гармонизации законов под меняющуюся цифровую среду, создание благоприятных условий для коммерциализации разработок программистов в IT-сфере, дальнейшее совершенствование правовой базы, позволяющей получать патенты на разработки;
нормативная база для обеспечения кибербезопасности: поправки в Уголовный кодекс РФ, которые позволят применять конфискацию имущества, полученного в результате совершения киберпреступлений;
внедрение стандартов клиентоцентричности, разработка рекомендаций;
обсуждение специфики правового регулирования вопросов использования интеллектуальной собственности в сети интернет;
формирование правового регулирования, обобщение правоприменительной практики направленной на формирование системы, позволяющей достичь необходимого уровня управления рисками правообладателей, результаты интеллектуальной деятельности которых могут использовать в интернете.
15. Нефтегазовый сектор: поток под контролем:
повышение качества и конкурентоспособности уже используемых отечественных продуктов, разработка российских программных комплексов, не имеющих аналогов на отечественном рынке;
реализация стратегических направлений в области цифровой трансформации ТЭК до 2030 года;
использование для майнинга криптовалют попутного нефтяного газа, при помощи которого будет вырабатываться электроэнергия для снабжения дата-центров;
обеспечение цифровизации максимального количества производственных и административных процессов промышленных предприятий региона, широкое ознакомление региональных предприятий с проектом «Цифровой паспорт предприятия»;
оценка планов по созданию 134 стандартов в области промышленного интернета и цифрового производства;
включение мероприятий по внедрению технологий ИИ в качестве приоритетной задачи в программы инвестиционного развития компаний;
ESG-стратегии отечественных предприятий;
разработка российских индустриальных систем, промышленного и инжинирингового ПО;
робототехника для повышения производительности труда, сохранения жизни и здоровья людей при разработке и эксплуатации труднодоступных месторождений;
технологии беспроводной связи для мониторинга и диагностики объектов и работников ТЭК;
искусственный интеллект для анализа больших данных в промышленности;
сотрудничество добывающих компаний с учебными заведениями для создания передовых инженерных школ.
16. Успешные кадры нового времени:
меры поддержки IT-специалистов, что делает российский рынок привлекательным;
потери и приобретения российского кадрового рынка в 2022 году;
преемственная система образования, включающая выявление и поддержку талантов в областях математики и информатики, подготовку высококвалифицированных кадров, отвечающих новым требованиям к ключевым компетенциям цифровой экономики;
разделы Концепции технологического развития России, посвященные подготовке кадров и развитию компетенций, устранению регуляторных барьеров;
внесение в образовательные программы высшего образования и программы повышения квалификации изменений, направленных на повышение уровня компетенций в сфере искусственного интеллекта специалистов ключевых отраслей экономики и социальной сферы, специалистов по государственному и муниципальному управлению;
реализация программ переподготовки по востребованным профессиям в условиях цифровой экономики, а также перспективных образовательных проектов;
формирование образовательных модулей и создание «цифровых кафедр» в вузах;
формирование региональных сообществ с опорными вузами и
IT-компаниями;
результаты функционирования федеральных проектов «Цифровые профессии», «Готов к цифре» и CDTO;
оправдало ли себя онлайн-образование;
ориентация вузовских образовательных программ на практику;
равновесие рынка труда и рынка образования;
участие АНО «Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда» во внедрении технологий ИИ и современных систем управления в отраслях экономики и социальной сферы.
Ожидаемые результаты Форума:
Сделана оценка программных мероприятий, заявлений, соглашений, деклараций, протоколов и прочих документов, принимаемых в рамках регулярных встреч глав государств стран-участниц БРИКС и ШОС, консультационных органов, рабочих групп и прочих органов, созданных для обеспечения деятельности альянсов.
Исследован опыт цифровой трансформации и практических достижений по лучшим проектам, представленным иностранными участниками.
Определены приоритеты цифровизации, изучены мнения сторон по вновь возникающим вызовам в сфере кибербезопасности и цифровому суверенитету.
Сформированы предложения для совершенствования повестки межгосударственного взаимодействия в области инноваций и технологий, а также поиска совместных экономических интересов.
Состоится предварительный обмен предложениями накануне предстоящих саммитов БРИКС и ШОС в 2023 году.
Участники ознакомлены с техническими, административными, управленческими решениями по ключевым направлениям Форума.
Организован диалог для выработки оптимальных способов взаимодействия бизнеса и государства.
Рассмотрен опыт и стратегические цели цифровой трансформации, презентованные представителями стран Африканского континента.
Созданы условия для неформального общения делегатов Форума и развития деловых, партнерских и общественных связей.
Дана оценка текущим приоритетам в развитии высокотехнологичного сектора в России, сформулированы достижения и недостатки.
Сформулированы предложения по комплексу взаимосвязанных компонентов, системе управления изменениями, развитию внутреннего и международного рынка, росту показателей в отдельных отраслях (здравоохранение, образование, промышленность, госуправление).
Представлены и презентованы лучшие практики цифровой трансформации в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.