МБОУ СОШ № 4
город Ханты-Мансийск
  • Инклюзивное образование

    В широком смысле инклюзивное образование – это особый подход к построению общего образования, который подразумевает доступность образования для каждого ребенка, независимо от его нужд и потребностей. В основе инклюзии – простая и древняя как мир идея, что школа для детей, какими бы они не были, а не наоборот, дети особым образом должны готовиться и самое главное – подходить школе. Идея инклюзии возникла в рамках изменений в понимании прав человека, идеология инклюзии сформировалась в результате осознания ценности человеческого многообразия и отличий между людьми.

    В нашей школе инклюзивное образование официально реализуется с 2016 года с внедрением ФГОС начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, хотя на самом деле, пробы создания условий для ребят с ДЦП в стенах нашей школы начались с 2014 года. 

    соотношение обучающихся по основной и адаптированным образовательным программамНа данный момент в школе обучается 2104 ребенка, из них 166 детей имеют статус «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)», в том числе 38 детей с инвалидностью: 

    • Слабослышащие – 2 чел.
    • Слабовидящие – 2 чел.
    • Тяжелые нарушения речи – 22 чел.
    • Нарушение опорно-двигательного аппарата – 16 чел.
    • Задержка психического развития– 118 чел.
    • Расстройства аутистического спектра – 2 чел.
    • Умственная отсталость (интеллектуальными нарушениями) – 3 чел.
    • Обучаются по общеобразовательным программам -  3 чел.

    В 2016 году МБОУ СОШ № 4 получила статус пилотной площадки по реализации проекта инклюзивного образования ХМАО – «Инклюверсариум». 

    В ходе реализации проекта в помещениях школы было установлено оборудование, приобретенное Институтом развития образования, которым обладают только специализированные школы. Также были оснащены и оборудованы профильные лаборатории: 

    • лаборатория интегративных педагогических технологий инклюзивного образования; 
    • лаборатория психолого-педагогического сопровождения (дефектологического сопровождения, психологического сопровождения, логопедического сопровождения);
    • лаборатория профориентационной работы;
    • лаборатория консультирования родителей.

    логопедическая лабораторияДиагностический инструментарий логопедического кабинета позволяет провести скрининг всех обучающихся школы и выявить тех, кто нуждается в дополнительной помощи и коррекции.

    Эффективно также работает лаборатория консультирования родителей. Проводятся многочисленные консультации всеми специалистами, показывающими преимущества оборудования, результаты его использования.

    В рамках реализации проекта пересмотрена и изменена работа службы сопровождения и учебно-воспитательный процесс. Доступность и индивидуализация инклюзивного образования обучающихся с особыми образовательными потребностями стало приоритетным направлением работы школы, через разработку и реализацию индивидуального учебного плана и вариативности индивидуального образовательного маршрута для различных категорий, обучающихся с ОВЗ, разработки АООП НОО и ООО для обучающихся с ТНР, НОДА. ЗПР, с нарушением слуха и зрения, интеллектуальными нарушениями, а также СИПР.

    Рабочая зона для детей с ОВЗДанное оборудование позволило зонировать пространство кабинетов, создавая рабочие зоны для детей с разными образовательными потребностями. Это места для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха. 

    Используемое нами оборудование имеет широкий спектр применения и позволяет не только работать с детьми, имеющими проблемы, но и заниматься большой профилактической работой, направленной на выявление детей группы риска.

    В настоящее время на инновационной площадке школы успешно реализуются программы дополнительного образования: 

    • Образовательная программа развития творческих способностей учащихся посредством вокального искусства в условиях инклюзивного образования «Эстрадный вокал»;
    • Образовательная программа развития творческих способностей учащихся «Школьная киностудия «ArtPractik»;
    • Образовательная программа спортивной подготовки дисциплина «БОЧЧА»; 
    • Образовательная программа художественно-эстетической направленности «Изостудия «Волшебная кисточка»;
    • Образовательная программа спортивно-оздоровительного направления секция «Мини Футбол»  и т.д.

    Можно говорить, что в школе складывается целостная система инклюзивной практики, ориентированная, в первую очередь, на включение детей с ограниченными возможностями здоровья в социокультурную среду школы, в которой успешно реализуется традиция равноправного творческого взаимодействия.

    Результатом реализации практики стало создание в школе адаптивной образовательной среды, отвечающей всем современным требованиям и социальному заказу общества и родителей. 

    Мы являемся открытой площадкой по обмену опыта с другими образовательными организациями автономного округа, реализующими инклюзивную практику образования детей. На нашей базе системно, проводятся семинары, стажировки, курсы повышения квалификации. 

    Презентация «Школа №4 как площадка по реализации проекта «Сетевой компетентный центр инклюзивного образования ХМАО-Югры «Инклюверсариум»

    Методические сборники

    Материалы научно-практического семинара «Формирование готовности педагогов к работе в условиях инклюзивной образовательной среды школы» для педагогов общеобразовательной МБОУ СОШ №4 – площадки по реализации регионального проекта «Инклюверсариум»

     Методические рекомендации по организации деятельности Инклюверсариумов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

    Формирование инклюзивной культуры

    Ежегодный городской фестиваль творчества для детей с ограниченными возможностями здоровья «Я радость нахожу в друзьях».
    00 0000

    15 ноября на торжественной линейке чествовали наших спортсменов по следж-хоккею, игроков хоккейной команды "Мамонтята Югры", в составе которой Кирилл Макаров, Илья Пернай, Марк Ефимов, Александр Степанов. Ребята получили памятные подарки.
    Родительский клуб.
    08 июня 2023, 21:31

    В школе реализуется родительский клуб «Развиваемся вместе» для родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью. Приветствуется участие в родительских встречах других членов семьи (бабушек, дедушек), учитывая, что они, как члены семьи, оказывают влияние на ребенка, участвуют в его воспитании. 
    с 8 по 15 декабря 2022 прошла выставка творческих работ «Я люблю этот мир» приуроченная к «Международному дню инвалидов».
    15 декабря 2022, 22:01

    В рамках Международного дня инвалидов с 8 декабря по 15 декабря 2022 г. в МБОУ СОШ №4 прошли уроки доброты «Смотри на меня, как на равного» и организованна выставка творческих работ «Я люблю этот мир» с участием обучающихся с особенностями развития.
    Детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей «Божья коровка».
    21 июня 2023, 22:10

    Взаимодействие с людьми с особенностями здоровья с самого раннего возраста позволяет сформировать у ребенка правильные взгляды и ценности: что в основе любых отношений лежит взаимное уважение, что все люди равны, но некоторым требуется больше усилий для выполнения повседневных задач, и что необходимо помогать тем, кто нуждается в помощи.

    Документы

    Региональный уровень

    Муниципальный уровень

    Организационный уровень

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie