В широком смысле инклюзивное образование – это особый подход к построению общего образования, который подразумевает доступность образования для каждого ребенка, независимо от его нужд и потребностей. В основе инклюзии – простая и древняя как мир идея, что школа для детей, какими бы они не были, а не наоборот, дети особым образом должны готовиться и самое главное – подходить школе. Идея инклюзии возникла в рамках изменений в понимании прав человека, идеология инклюзии сформировалась в результате осознания ценности человеческого многообразия и отличий между людьми.
В нашей школе инклюзивное образование официально реализуется с 2016 года с внедрением ФГОС начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, хотя на самом деле, пробы создания условий для ребят с ДЦП в стенах нашей школы начались с 2014 года.
На данный момент в школе обучается 2104 ребенка, из них 166 детей имеют статус «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)», в том числе 38 детей с инвалидностью:
- Слабослышащие – 2 чел.
- Слабовидящие – 2 чел.
- Тяжелые нарушения речи – 22 чел.
- Нарушение опорно-двигательного аппарата – 16 чел.
- Задержка психического развития– 118 чел.
- Расстройства аутистического спектра – 2 чел.
- Умственная отсталость (интеллектуальными нарушениями) – 3 чел.
- Обучаются по общеобразовательным программам - 3 чел.
В 2016 году МБОУ СОШ № 4 получила статус пилотной площадки по реализации проекта инклюзивного образования ХМАО – «Инклюверсариум».
В ходе реализации проекта в помещениях школы было установлено оборудование, приобретенное Институтом развития образования, которым обладают только специализированные школы. Также были оснащены и оборудованы профильные лаборатории:
- лаборатория интегративных педагогических технологий инклюзивного образования;
- лаборатория психолого-педагогического сопровождения (дефектологического сопровождения, психологического сопровождения, логопедического сопровождения);
- лаборатория профориентационной работы;
- лаборатория консультирования родителей.
Диагностический инструментарий логопедического кабинета позволяет провести скрининг всех обучающихся школы и выявить тех, кто нуждается в дополнительной помощи и коррекции.
Эффективно также работает лаборатория консультирования родителей. Проводятся многочисленные консультации всеми специалистами, показывающими преимущества оборудования, результаты его использования.
В рамках реализации проекта пересмотрена и изменена работа службы сопровождения и учебно-воспитательный процесс. Доступность и индивидуализация инклюзивного образования обучающихся с особыми образовательными потребностями стало приоритетным направлением работы школы, через разработку и реализацию индивидуального учебного плана и вариативности индивидуального образовательного маршрута для различных категорий, обучающихся с ОВЗ, разработки АООП НОО и ООО для обучающихся с ТНР, НОДА. ЗПР, с нарушением слуха и зрения, интеллектуальными нарушениями, а также СИПР.
Данное оборудование позволило зонировать пространство кабинетов, создавая рабочие зоны для детей с разными образовательными потребностями. Это места для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха.
Используемое нами оборудование имеет широкий спектр применения и позволяет не только работать с детьми, имеющими проблемы, но и заниматься большой профилактической работой, направленной на выявление детей группы риска.
В настоящее время на инновационной площадке школы успешно реализуются программы дополнительного образования:
- Образовательная программа развития творческих способностей учащихся посредством вокального искусства в условиях инклюзивного образования «Эстрадный вокал»;
- Образовательная программа развития творческих способностей учащихся «Школьная киностудия «ArtPractik»;
- Образовательная программа спортивной подготовки дисциплина «БОЧЧА»;
- Образовательная программа художественно-эстетической направленности «Изостудия «Волшебная кисточка»;
- Образовательная программа спортивно-оздоровительного направления секция «Мини Футбол» и т.д.
Можно говорить, что в школе складывается целостная система инклюзивной практики, ориентированная, в первую очередь, на включение детей с ограниченными возможностями здоровья в социокультурную среду школы, в которой успешно реализуется традиция равноправного творческого взаимодействия.
Результатом реализации практики стало создание в школе адаптивной образовательной среды, отвечающей всем современным требованиям и социальному заказу общества и родителей.
Мы являемся открытой площадкой по обмену опыта с другими образовательными организациями автономного округа, реализующими инклюзивную практику образования детей. На нашей базе системно, проводятся семинары, стажировки, курсы повышения квалификации.